Рассуждения на тему молитв о единстве

На днях работники вильнюсского самоуправления вывезли собранные ранее в разных местах столицы фрагменты мацев (еврейских надгробий) на территорию старого еврейского кладбища на улице Оланду. Во времена советской власти надгробия с еврейских кладбищ на улицах Шнипишкес и Оланду использовались в строительных целях при возведении некоторых объектов столицы.

Следует согласиться с высказыванием мэра Вильнюса Ремигиюса Шимашюса: “Возвращение памятников в историческое и сакральное место – дань уважения жителей Вильнюса еврейской общине и памяти усопших.” Однако, посмотрев на эти осколки былой памяти человеческой судьбы, возникает вопрос: «И кому эти памятники в своё время помешали?»

Человек жил на этой земле, устраивал свою жизнь, и тем самым содействовал устройству общественной жизни города и страны, почил и его родственники и близкие пожелали продлить память о нём в последующих поколениях и поставили на его могиле памятный камень. И, рассуждая о добропорядочном гражданине своей страны, который не совершал преступлений против человечности, таких, что у его сограждан появилось бы желание стереть всякую память о нём, возникает закономерный вопрос: «И чему же учит нас такая история?»

На законных основаниях граждане ставят памятники, но приходят к власти другие политические силы и разрушают установленное ранее предшествующее им, совершенно не задумываясь о том, что и их власть не навсегда. Несомненно, что эта картина отражает не просто разобщённость общества, но вскрывает внутреннюю вражду социального организма общества, выявляя скрытую в сердце членов такого общества ненависть к другому человеку.

Неологизм толерантности — это красивая обёртка известному понятию фарисейства, отражающего поведение человека с каменным сердцем, ревностно желающего доказать окружающим его людям, что и ему свойственно поведение духовно зрелого человека. Общепринято применять понятие фарисейства к людям религиозным, однако и общество сейчас не страдает атеизмом, но в целом считает себя христианским. О каком христианстве свидетельствует война с памятниками, тотальное переименование улиц? Об утверждении исторической правды? — Ах, если бы… Из выстроенных еврейскими семьями домишек на окраине тогдашнего Вильна была образована улица Погулянка. Евреи, распространявшие город вширь строительством своих жилищ, не называли её улицей Партизан, однако и Наугордуко — также. Переименование исторических названий улиц не было выражением уважения и признанием вклада в строительство города предшествующих поколений горожан, скорее это можно характеризовать как яркое выражение пренебрежения к исторической памяти и истине, отражающее гордость и превозношение пришедших к власти людей, каким бы именами они себя не называли и каким бы образом не выставляли себя.

По весне птицы прилетают в наши края и, вырастив птенцов, по осени улетают с ними от зимних холодов туда, где тепло; так где же их дом? Птенцы Литвы улетают в туманный Альбион, значит наступила осень — пора сбора урожая… И что же привлекает их там, что разглядели они там сквозь туман?

Мне из Литвы видятся в Британии памятники, которые не сдувает ветер политических перемен: они стоят столетия. И уверенность есть в то, что будут стоять и далее: в Англии запрещено сносить уже поставленные памятники. Кому бы то ни было. Это учит ответственности. И потому радует молодёжь Литвы тем, что выбирает ответственную пред Богом жизнь. Да поможет нам Бог утвердить таковую в Литве.

В чём же особенность христианского общества Британии? Христианство там не фарисейское, потому что есть в сердцах людей любовь чтобы прощать, а потому и в обществе там относятся терпимо друг к другу.

Помышляя о единстве Церкви и единстве в обществе будем молиться и просить Господа, чтобы Его любовь вселялась обильно в сердца верующих, ибо только Его любовь способна изменять жизнь человека и общества.

Камень на это не способен.

Оставьте комментарий