Богопознание заступнической молитвы

Заступничество как проявление Отцовской любви

Обращаясь к Библии и постигая истину, мы находим, что первым заступником человека стал его Творец. Слово Божие определившее, что за грех полагается смерть, неотвратимо требовало возмездия для Адама, поскольку написано, что Божье слово никогда не возвращается к Нему тщетным, то есть не исполнив того, для чего оно было послано. И в этих условиях Творец открылся грешнику в величии Своего милосердия: Всемогущий сумел отвратить неминуемую гибель Адама, предложив в умилостивление Своей справедливости заместительную жертву животных, из шкур которых Он сшил одежды Адаму и его жене. Творец выполнил Свои Отцовские обязательства перед Своим творением и в новых условиях уже временной жизни, в которую вступил согрешивший пред Ним Адам.

Всеведующий Бог предвидел всю совокупность последствий грехопадения Адама, в связи с чем Он и определил:

«И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей; и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту.» (Быт.3:14-15)

В этих словах Творца заключено определение о превышении змеем отведённых Богом для всех животных полномочий находиться под властью человека: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, [и над зверями,] и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле.» (Быт.1:26). Возмездием за выход из повиновения человеку стало проклятие змея, определившее его видоизменение.

Следующим определением – «вражду положу» – Бог проявил Свою власть Вседержителя, определяющего всё во Вселенной в соответствии со Своей волей: Он не допустил союза впавшего в грех человека и змея, обольстившего жену Адама. Бог определил путь вывода человека из пагубного состояния греха посредством предопределённого Им Спасителя – Мессии Йешуа, Который и есть «семя жены» и Которого Бог Отец определил совершить окончательную победу над грехом: поразить змея в голову.

 

Первая заступническая молитва

Многие уверовавшие в Мессию Йешуа, стремясь постигнуть природу веры, обращали исследовательский взор на отца всех верующих – Авраама и пытались выяснить: чтоже отличало его от всех других праведников, живших до него, отчего он, а не они, был назван другом Божьим. Несомненно, что друг обладает знанием сокровенного в сердце своего друга. Также несомненно, что познание сокровенного в сердце Божьем изменило характер Авраама и нашло выражение в его жизни, отчего он и смог стать примером человека, подлинно доверяющего Богу. Поиски этого сокровища, обретённого Авраамом в общении с Богом и вынесенным с Его позволения на обозрение всего человечества, оказываются весьма обширными и трудоёмкими. В целях нашего исследования мы обратим внимание лишь на молитву Авраама и определим её отличительную особенность.

Адам, Авель, Сиф, Енох и Ной – великие праведники допотопного времени получили оправдание от Бога, совершали подвиги веры и, несмотря на то, что Библия не приводит примера их молитв, несомненно молились Богу. Однако первой заступнической молитвой в истории человечества прославлен Богом Авраам.

«И сказал Господь: утаю ли Я от Авраама [раба Моего], что хочу делать! От Авраама точно произойдет народ великий и сильный, и благословятся в нем все народы земли, ибо Я избрал его для того, чтобы он заповедал сынам своим и дому своему после себя, ходить путем Господним, творя правду и суд; и исполнит Господь над Авраамом [все], что сказал о нем.

И сказал Господь: вопль Содомский и Гоморрский, велик он, и грех их, тяжел он весьма; сойду и посмотрю, точно ли они поступают так, каков вопль на них, восходящий ко Мне, или нет; узнаю.

И обратились мужи оттуда и пошли в Содом; Авраам же еще стоял пред лицем Господа. И подошел Авраам и сказал: неужели Ты погубишь праведного с нечестивым [и с праведником будет то же, что с нечестивым]?»  (Быт.18:17-23).

Содом и Гоморра стали символом неотвратимости суда Божьего за грех человечества. Бог благ и потому в описании этого события в Библии Он дал нам утешение в заступнической молитве Авраама. Именно она положила начало ходатайственного служения, которое в писаниях Нового Завета обретает характер наипервейшей заповеди:

«Первое, о чем прошу: молитвы с жалобой, просьбой о заступничестве и благодарением прошу творить за всех, – от простолюдинов до лиц, облеченных высокой властью, – чтобы жить нам мирной жизнью без потрясений, благочестиво, с достоинством. Это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу: Он хочет, чтобы спаслись и пришли к познанию истины все люди. Один Бог. Один и посредник между Богом и людьми – Человек Христос Иисус, Себя отдавший выкупом за всех – знамение своевременное, ради которого я поставлен проповедником и апостолом, чтобы нести мне веру и истину язычникам. Говорю как есть, не лгу.» (1 Тим. 2-1…7, перевод Русского Библейского Центра)

Следует особо отметить указание апостола Павла на пример Мессии Йешуа – Заступника как руководство в ходатайственных молитвах за всякого человека. Особенно ярко это видно в другом переводе данных стихов послания:

«Прежде всего, я настаиваю, чтобы мольбы, молитвы, прошения и изъявления благодарности приносились от имени всех людей, особенно от имени правителей и всех, кто стоит у власти. Молитесь, чтобы мы вели мирную и спокойную жизнь, исполненную преданности Богу и почитания Его. Это хорошо и угодно Богу, Спасителю нашему, Кто хочет, чтобы все люди были спасены и познали истину. Ибо существует лишь один Бог и лишь один Посредник между Богом и людьми, Христос Иисус, Кто Сам был человеком. Он пожертвовал Собой, чтобы заплатить за грехи всех людей. Таким образом Он засвидетельствовал любовь Божью.» (1 Тим. 2-1…6, современный перевод WBTC)

Представляется насущной необходимость провести детальный анализ слова Божьего, описывающего молитву Авраама.

  1.  Первое, что сообщает нам библейский текст, так это необычайное доверие, которое оказал Господь Аврааму: Своей открытостью перед ним Бог вовлёк Авраама в процесс управления историей человечества. Господь не просто посвятил Авраама в Свои планы о судьбе городов Содома и Гоморры и их окрестностей, но Он позволил Аврааму приблизиться к Себе, занять определённое Богом место рядом с судейским троном.
  2. Авраам принял предложение: «И подошёл Авраам…» Согласно уроков, полученных нами в человеческих судах, будучи приближенным к себе судьёй, человек может занять двойственное положение: или адвоката, или прокурора; и вторая позиция признаётся людьми предпочтительней. Авраам выступил адвокатом праведности.
  3. Господь желал провести инспекцию городов в связи с тем, что на них был весьма сильный вопль к Богу по причине множественности их грехов. Авраам сделал предложение Судье перевести взгляд на праведника: он был уверен, что в городе есть не менее десяти праведных.
  4. Господь показал, что Он не погубит и одного праведного вместе с нечестивыми. Однако, центральное откровение о заступнической молитве явлено в том, что без руководства путём Божьим, заступничество не имеет перспективы: избавленный по милости Божьей и заступничеством праведности через Авраама, но не владея путём жизни без греха, Лот оказался в тупике – пещере, покинуть которую он боялся, будучи свидетелем праведного гнева Божия на грешников – некогда его сограждан.
  5. Господь показал, что Он открывает путь праведности чрез Своего раба – Авраама, «ибо Я избрал его для того, чтобы он заповедал сынам своим и дому своему после себя, ходить путем Господним…», а тем самым делает его ходатаем за грешников, поскольку Авраам обрёл надежду спасения – достижение покоя Божьего, лишившись которого Адам обрёк своих потомков на суету.
  6. Господь выступает Сам гарантом обретения Авраамом этого пути, поскольку в сердце Авраама Он нашёл полное доверие Ему: «… и исполнит Господь над Авраамом [все], что сказал о нем.»

Авраам апеллировал к Богу верою в праведность, которую он сам обрёл, пребывая в послушании слову Божьему и ходя теми путями, на которые его направлял Господь. Из этого нетрудно видеть следствие: защитником находящихся во грехах людей может стать лишь тот, кто уже оставил, последовав призыву Бога, прежнюю жизни и остаётся на этом новом пути, пребывая постоянно в общении с Господом.

 

Моисей – заступник Израиля

Первая и очевидно наиболее известная заступническая молитва за Израиль первого Завета была совершена Моисеем на горе Синай. И вызвало её не идолопоклонство народа Божьего, так может показаться только на первый взгляд, но не совсем обычная просьба Бога к самому Моисею: «И сказал Господь Моисею: Я вижу народ сей, и вот, народ он — жестоковыйный; итак оставь Меня, да воспламенится гнев Мой на них, и истреблю их, и произведу многочисленный народ от тебя.» (Исх.32:9-10). Лицо Моисея перед очами Божьими не позволяло, как бы, видеть согрешения народа и разгореться пламени Божьего гнева. Моисей был умилостивлением для Божьих очей. И вот Господь просит его уйти.

Противоречивость положения Моисея снималась познанием им того, что это Сам Всеведущий Бог призвал его в Своё присутствие и поставил пред Собой для умилостивления грехов народа. Господь это сделал, но Он не позволял Себе заставить Моисея пребывать в этом состоянии всегда. Пред Моисеем стояла задача, с которой он к величайшему счастью справился: постигнуть волю Бога в этой непростой для него ситуации и отказать в просьбе Господу. К счастью Моисей осознал, что отступить и открыть народ Божий справедливому гневу Божьему, для него самого означало ОСТАВИТЬ БОГА, поскольку сердце Божье желало спасения Своему народу. Моисей познал сердце Бога и остался с Ним: он стал умолять Господа Бога своего: «… да не воспламеняется, Господи, гнев Твой на народ Твой, который Ты вывел из земли Египетской силою великою и рукою крепкою, чтобы Египтяне не говорили: на погибель Он вывел их, чтобы убить их в горах и истребить их с лица земли; отврати пламенный гнев Твой и отмени погубление народа Твоего; вспомни Авраама, Исаака и Израиля [Иакова], рабов Твоих, которым клялся Ты Собою, говоря: умножая умножу семя ваше, как звезды небесные, и всю землю сию, о которой Я сказал, дам семени вашему, и будут владеть [ею] вечно.» (Исх.32:11-13).

Дальнейшее знакомство с молитвенным служением Моисея за Израиль показывает, что вслед за познанием воли Бога заступнику необходимо совершить колоссальный труд. Писания повествуют о последующих за молитвой Моисея событиях: его поступках, его словах, его посте… И всё это – во спасение народа.

Бог простил согрешения народа. Казалось бы на этом и закончился труд Моисея. Однако вслед за вымоленным прощением грехов последовала новая потребность для народа, которую мог осознать только заступник, но не сам народ: нужны были Божьи гарантии неповторимости подобных ситуаций в дальнейшем, гарантии, которые сам народ дать не мог по причине их немощности. А Моисей понимал, что, если за каждый грех народа ему придётся так молиться, то его силы не смогут обеспечить безопасности народа в будущем:

«[Моисей] сказал Ему: если не пойдешь Ты Сам [с нами], то и не выводи нас отсюда, ибо по чему узнать, что я и народ Твой обрели благоволение в очах Твоих? не по тому ли, когда Ты пойдешь с нами? тогда я и народ Твой будем славнее всякого народа на земле.»  (Исх.33:15-16). Слава, которую Моисей желал показать всем окружающим народам, не была славой народа Израиля, но славой Бога, пребывающего со Своим народом. Это откровение было столь значимо для планов Бога, что Он соблаговолил показать Моисею ВСЮ ЕГО СЛАВУ!

Таково воздаяние истинного заступника народа Божьего: видеть всю славу Божью. Верность Богу в заступничестве Его народа привела к тому, что Бог заключает новый Завет с Моисеем, передавая свой народ в его руку и называя уже Его народ народом Моисея: «И сказал [Господь Моисею]: вот, Я заключаю завет: пред всем народом твоим соделаю чудеса, каких не было по всей земле и ни у каких народов; и увидит весь народ, среди которого ты находишься, дело Господа; ибо страшно будет то, что Я сделаю для тебя;…» (Исх.34:10). Несомненно, что это мессианское обетование Господа о заключении Им Нового Завета с Мессией Израиля: как в первом Завете Бог заключает новый Завет персонально с Моисеем в связи с тем, что он сохранил верность Ему при согрешении народа, а через это и со всем народом Моисея, так и Новый Завет – это персональный Завет Бога с Мессией Израиля и через Него – с Его, Мессией Йешуа, народом.

 

Илья – заступник Бога

Величайшее откровение о заступнической молитве было явлено в жизни, судьбе и подвиге на Кармиле пророка Ильи. Его имя в переводе на русский язык: «мой Бог – Яхве (Иегова)». Вседержитель предоставил возможность Своему верному слуге явить славу его имени в противостоянии с неверными из народа Божьего, которые изменили славе имени Бога Израилева и стали служить ваалам. В связи с тем, что Бог величественно прославил Илью, взяв его на небо в теле, представляется важным выяснить особенность заступнической молитвы Ильи на Кармиле.

Эта молитва весьма короткая: пальцев на одной руке хватит, чтобы счесть восклицания-призывы пророка к своему Богу. Как некогда Давид использовал только один камень из пяти им отобранных, так, наверняка, и Илья был бы услышан Богом только через одно восклицание: УСЛЫШЬ МЕНЯ, ГОСПОДИ! Тому учит Писание, что Бог слышит наши молитвы ещё до того, как они произносимы нами. Там, на Кармиле, его обращение к Господу нужно было не им – Илье и его Богу – но народу, впавшему в идолопоклонство:

«Во время приношения вечерней жертвы подошел Илия пророк [и воззрел на небо] и сказал: Господи, Боже Авраамов, Исааков и Израилев! [Услышь меня, Господи, услышь меня ныне в огне!] Да познают в сей день [люди сии], что Ты один Бог в Израиле, и что я раб Твой и сделал всё по слову Твоему. Услышь меня, Господи, услышь меня! Да познает народ сей, что Ты, Господи, Бог, и Ты обратишь сердце их [к Тебе].»  (3Цар.18:36-37).

Илья ходатайствовал за народ в своей ревности по Богу Истинному: он желал, чтобы народ Божий познал своего Бога, чтобы весь народ Божий носил имя Ильи. В противостоянии вааловым священникам он рисковал жизнью: огонь, сошедший с небес и открывший, что Бог Ильи есть Истинный Бог Израиля, избавил его от смерти и осудил лжепророков. Такой великой силы любовь излил Бог Ильи в его сердце, что он готов был расстаться со своей жизнью ради утверждения истины о Боге. И это урок молитвы Ильи на Кармиле: СМЕРТЬ ЭГО ЛИЧНОСТИ ЗАСТУПНИКА.

В последнем призыве молитвы –  Да познает народ сей, что Ты, Господи, Бог, и Ты обратишь сердце их [к Тебе]. – Илья исповедует веру в предназначение избранного Богом народа:

— народ Божий призван познать, что ведущий его Господь есть благий Бог, что только от Него благо, а для этого ему необходимо покаяться в своих злых делах;

— народ Божий призван обрести единое с Ним сердце, что несомненно является мессианским пророчеством о подвиге Мессиии Йешуа на Голгофе.

Впервые в истории народа Завета в этой молитве Илья использовал обращение к Богу – Богу Авраама, Исаака и Иакова, что не является случайным. Илья не только заступил народ Божий от излияния Божьего гнева – огонь был канализирован на жертвенник, но не на согрешивший народ – но и Самого Бога от неверности Его народа: Бог по Своей природе Един и таковым является всегда, а потому и во время, когда Его народ отступил от Него, Он продолжал быть с ним, а следовательно, по истине союза с народом побуждаем был народом разделить грех идолопоклонства. Взаимоотношения Ильи с Богом были столь доверительные, что Господь открыл ему значение Божьего Жертвенника и Его Жертвенного Агнца для существования народа Божьего: грехи Израиля были столь значительны, что только жертва Агнца Божьего, закланного от сотворения мира, спасала его от уничтожения. Илья умилосердил Бога напоминанием об обещании Творца дать Искупителя человечеству. Этим он заступил народ. Но в жертвенном стремлении прославить Бога он заступил и своего Бога от грешного народа, величественно утверждая верность Бога в нём – слуге Божьем.

Илья пророчески указывал на славу грядущего Помазанника Божьего, признаваясь Господу в пустыне под кустом, что он – всего лишь человек, а потому совершённое им на Кармиле является предвозвещением славы Заступника Израиля Йешуа. И это так же весьма важно для заступника, ибо Илья предстал таковым не пред людьми, но умалился пред Богом. Допустимо предположить, что жертва Ильи под кустом в пустыне была более значительна в глазах Бога, чем жертва на Кармиле, ибо без Гефсимании не было бы Голгофы.

 

Цель заступнической молитвы

Как показывает анализ жизни и молитвы мужей веры времени от потопа до пришествия Мессии, все они предвосхищали и прославляли величие подвига Мессии Йешуа. В их славе мы видим отблеск славы Сына Божьего, Который ценой Своей святой жизни заступил всех людей от излияния на человечество гнева Божьего и стал умилостивлением за грех Своего народа. В заступнической молитве мы уподобляемся Ему, приобретая характер Мессии Йешуа, и тем самым прославляем Его имя Спасителя мира. Несомненно, что любая молитва, будучи способом взаимоотношений с Богом, носит характер прославления Бога, чрез познание Его в молитвенном акте – общении открытыми сердцами, хотя это наиболее ярко проявляется в заступнической молитве, поскольку критичность жизненной ситуации объекта заступнической молитвы способствует наиболее широкому раскрытию сердца ходатая перед Богом, что способствует сближению ходатая с Ним.

Итак, цель молитвы – воздать славу имени Мессии Йешуа, характер же молитвы выявляет степень прославления.

Об объектах же молитв можно сделать следующий вывод: чем обширнее они и многообразнее ситуации, требующие молитвенного вмешательства, тем величественней открывается картина многообразной премудрости Божей, Его милосердия и любви. По этой причине в Писаниях Нового Завета отражено учение апостолов, побуждающее верных Богу молиться за всех людей, не унывать, надеяться и верить. Кто бы ни был объектом заступнической молитвы и какой бы безнадёжной или катастрофической ни оценивалась ситуация его жизни нами, следует помнить, что Бог выше всего, и то, что невозможно человеку, то возможно Богу; так что эта пагубная ситуация может стать прославляющей имя Бога и спасительной для самого человека, а для молящегося – новым откровением в познании вечной любви Бога Отца к Своему творению.